Российские круизные компании представлены круизами на 2-, 3-, 4‑палубных теплоходах различных проектов, годов постройки и уровня комфорта.
Российские круизные компании представлены круизами на 2-, 3-, 4‑палубных теплоходах различных проектов, годов постройки и уровня комфорта.
Самые большие 4‑палубные комфортабельные суда, проектов 92-016, 301, 302, Q-040, Q-056, построенные в 80‑х, 90‑х годах на судоверфях Словакии, Германии и Австрии, предназначенные для совершения речных круизов, идеально приспособлены для многодневных путешествий по водным путям. Они имеют одно-, двух-, трех- и четырехместные каюты со всеми удобствами (душ, туалет, умывальник, кондиционер), а также каюты полулюкс и люкс. К услугам гостей на борту теплоходов: рестораны и бары, кинозалы, панорамные салоны, сауны, сувенирные киоски, солярий с шезлонгами на верхней открытой палубе. Теплоходы «Антон Чехов» и «Лев Толстой» имеют небольшие бассейны в лидо-баре. «Михаил Булгаков» — бассейн на открытой палубе. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование многих судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам. Оборудование кают было дополнено холодильниками, телевизорами с кабельным и спутниковым телевидением, фенами, сейфами. Появились теплоходы класса премиум, имеющие каюты с индивидуальными балконами: «Михаил Булгаков», «Княжна Виктория», «Мстислав Ростропович». Часть 4‑палубных теплоходов обслуживает иностранных круизных туристов, остальные работают на внутреннем рынке.
К одним из самых комфортных относятся также теплоходы проекта Q-065 (3‑палубные) — средние пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. Они были предназначены специально для рек Ока и Лена и имеют меньшую осадку, чем 4‑палубные суда. К услугам гостей: одно-, двух- и четырехместные каюты, оборудованные санузлами, кондиционерами и холодильниками; каюты «Люкс», рестораны, бары, салоны, кинозалы, сауны, сувенирные киоски, солярий с шезлонгами на открытой палубе. В процессе многолетней эксплуатации внутреннее оборудование отдельных судов было модернизировано. Теплоходы этого проекта осуществляют круизы на Волге, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути и реке Лене (теплоходы «С.Есенин», «М.Светлов» и другие).
Особое место среди средних комфортабельных судов занимает новейший теплоход «Александр Грин», построенный в 2012 году на Верфи братьев Нобель (г. Рыбинск) по проекту Морского Инженерного Бюро. На теплоходе — каюты с балконом, увеличенной площади, со всеми удобствами, кондиционером, телевизором, феном, сейфом, имеют внутреннюю и внешнюю телефонная связь, беспроводной Интернет (Wi-Fi), а также спутниковый интернет и телевидение. Пассажирский лифт соединяет все палубы теплохода. Большая верхняя открытая палуба с шезлонгами служит для полноценного отдыха туристов. На главной палубе расположен ресторан, бар, парикмахерская, массажный салон, медпункт, комфортная зона приема гостей. Теплоход имеет морской регистр и отвечает современным требованиям безопасности. В основном, круизы на этом судне осуществляются с иностранными туристами.
Трехпалубные круизные суда проектов 26-37 и 588, построенные в 60‑х годах в Словакии и Германии, также претерпели модернизацию. И продолжают усовершенствоваться в пределах своих возможностей. На круизных линиях осталось мало судов в, так называемом, туристическом эконом-классе, то есть имеющих в каютах только умывальники. Только внешний облик теплоходов остался прежним, внутреннее наполнение каждого судна имеет свою яркую индивидуальность. Судовладельцы постарались сохранить присущий судам этих проектов ретро-стиль, отделку внутренних помещений деревом. Что касается кают, то они стали гораздо просторнее, зачастую даже больше, чем на 4‑палубных судах, оснащены санблоками и душевыми кабинами, кондиционерами, холодильниками, кабельным и спутниковым телевидением. Имеются каюты повышенной комфортности, увеличенной площади, каюты полулюкс и люкс.
Двухпалубные теплоходы проекта 305 венгерской постройки, имеют свои уникальные качества. Ввиду малой пассажировместимости и небольшой осадке, эти суда могут проходить по малым рекам, и незаменимы на маршрутах по Оке, московской кругосветке, по рекам Вятке, Ветлуге, реке Белой до Уфы и другим уникальным маршрутам. Некоторые судовладельцы полностью переоборудовали эти теплоходы под каюты со всеми удобствами (теплоходы «Бородино», «Алдан», «А.Свешников») или частично переоборудовали («С.Образцов», «В.Чапаев» и другие), оставив 2‑ярусные каюты с умывальниками или эконом-каюты на нижней палубе. При общем хорошем уровне обслуживания на борту теплоходов, эконом-каюты пользуются популярностью и позволяют отдыхать в круизах туристов с разным уровнем доходов.
Двухпалубные теплоходы проекта 646 специального класса Байкал, Ладога — средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях с возможностью выходов в прибрежные морские участки. Теплоходы имеют одно-, двух-, трехместные каюты, в том числе, оборудованные умывальниками, два ресторана, два салона. В процессе эксплуатации на круизных маршрутах, многие суда были переоборудованы. Положительной особенностью этих теплоходов является возможность осуществлять рейсы до Соловецких островов с выходом в Белое море и остановкой непосредственно на причале Соловков (теплоходы «Мамин-Сибиряк», «Господин Великий Новгород»).